В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации». Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).
По определению ТК РФ(ст. 195.1 «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499.В ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) дано следующее определение: «Повышение квалификации – это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации». Таким образом, повышение квалификации — это дальнейшее обучение работника той же профессии в целях совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков, реализуется в рамках дополнительного профессионального образования (далее – ДПО).
По определению ТК РФ(ст. 195.1 «Квалификация — это уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам определен приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 года № 499
Повышение квалификации
Повышение квалификации
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ), педагоги обязаны повышать свой профессиональный уровень, обеспечивать высокое качество образования детям, применять современные методы и формы воспитания и обучения. Обязанность повышать квалификацию установлена в подпункте 7 пункта 1 статьи 48 Закона № 273-ФЗ.
Именно с этой целью учителя периодически повышают свою квалификацию на специальных курсах. Педагоги совершенствуют теоретические и практические навыки, педагогическое мастерство, учатся применять в своей деятельности государственные образовательные стандарты.
Виды и формы повышения квалификации
4.1. Дополнительное профессиональное образование осуществляется
посредством реализации дополнительных профессиональных программ
повышения квалификации и профессиональной переподготовки с отрывом,
частичным отрывом и без отрыва от основной работы, с использованием
технологий электронного и дистанционного обучения, а также полностью или
частично в виде стажировки.
5
4.2. Повышение квалификации проводится с целью обновления
теоретических и практических знаний научно-педагогического работника в
форме формального и неформального обучения; освоения новых, современных
методов решения профессиональных задач; получения компетенций для
ведения нового вида деятельности; обеспечения готовности к проведению
учебных занятий и организации самостоятельной работы обучающихся в
рамках читаемых дисциплин (модулей), проводимых типов практики.
4.3. Повышение квалификации направлено на обучение научно-
педагогического работника той же профессии в целях совершенствования
профессиональных знаний, умений и навыков. Таким образом, в результате
повышения квалификации работник совершенствует свое мастерство по уже
имеющейся специальности.
Успешность освоения дополнительной профессиональной программы
повышения квалификации научно-педагогическим работником подтверждается
удостоверением о повышении квалификации установленного образца.
4.4. Повышение квалификации может осуществляться в формах:
4.4.1. краткосрочного (объемом от 72 до 100 часов) обучения по научно-
техническим, технологическим, социально-экономическим, педагогическим и
другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, организации;
4.4.2. длительного (объемом свыше 100 часов) обучения с целью
углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии и
других проблем, соответствующих профилю педагогического работника;
4.4.3. специализации (до шести месяцев);
4.4.4. стажировки (до шести месяцев).
4.5. Для научно-педагогических работников, прошедших обучение на
семинарах, семинарах-практикумах, тренингах, вебинарах и т.д. объемом до 72
часов, где выдается сертификат о повышении квалификации с указанием
количества часов, учет объема времени может осуществляться по
накопительному принципу по программе непрерывной подготовки в рамках
единой направленности повышения квалификации. При этом должны быть
выдержаны требования к содержанию инвариантного (обязательного) блока
дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
данной направленности.
4.6. Срок повышения квалификации должен обеспечивать возможность
достижения планируемых результатов обучения, заявленных в программе.
4.7. Обучение по дополнительным профессиональным программам
осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно),
в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в
6
порядке, установленном дополнительной профессиональной программой и
(или) договором об образовании.
4.8. Профессиональная переподготовка как вид дополнительного
профессионального образования, направлена на получение научно-
педагогическим работником компетенций, необходимых для выполнения
нового вида профессиональной деятельности в рамках уже имеющейся
квалификации или с присвоением новой квалификации. Прохождение
профессиональной переподготовки рекомендуется научно-педагогическим
работникам, имеющим образование, не соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля).
Успешность освоения дополнительной профессиональной программы
переподготовки научно-педагогическим работником подтверждается
дипломом профессиональной переподготовки установленного образца.
4.9. Стажировка направлена на формирование и (или) закрепление на
практике профессиональных компетенций, полученных в результате
теоретической подготовки, в ходе выполнения задач и обязанностей на
занимаемой должности или должности более высокого уровня.
4.10. Стажировка может предусматривать различные виды деятельности:
самостоятельную работу с учебными изданиями; приобретение
профессиональных и организаторских навыков; изучение организации и
технологии производства, работ; непосредственное участие в планировании
работы организации; работу с технической, нормативной и иной
документацией; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц.
Программа стажировки как самостоятельного вида дополнительного
профессионального образования не может составлять менее 72 часов.
Академия заключает договор о сотрудничестве с организацией,
реализующей дополнительную профессиональную программу, который
является основанием для направления научно-педагогического работника на
стажировку в данную организацию. Направление научно-педагогического
работника для прохождения стажировки оформляется приказом ректора, прием
на стажировку – приказом руководителя принимающей организации
(учреждения).
Успешность прохождения стажировки научно-педагогическим
работником подтверждается справкой о прохождении стажировки из
организации, в которой она проходила. В справке обязательно указываются
даты начала и окончания стажировки, содержание программы стажировки,
объем часов и сведения о выполнении программы стажировки научно-
педагогическим работником.
4.11. Учебно-методическое руководство стажировкой в Академии
осуществляют кафедры или структурные подразделения, деятельность которых
связана с программой стажировки.
7
За стажером от Академии закрепляется руководитель от
соответствующей кафедры, в обязанности которого входят консультации
стажера, контроль деятельности в период стажировки.
4.12. Стажировка осуществляется согласно программе стажировки,
утвержденной проректором по учебной работе и согласованной с
руководителем принимающей организации. В программе стажировки
отображаются тематика, задания, сведения о выполнении заданий.
Основным отчетным документом для направляющей организации и
стажера является отчет о стажировке, рассмотренный и утвержденный на
заседании кафедры и справка о прохождении стажировки.
Работник в течение пяти рабочих дней предоставляет в отдел кадров и
факультет дополнительного профессионального образования копии документов
о прохождении стажировки. Копия справки о стажировке, отчет о стажировке
хранятся в течение 5 лет.
4.13. Научно-педагогические работники Академии могут проходить
повышение квалификации, переподготовку, стажировку в научных и
образовательных организациях и учреждениях, на профильных
производственных предприятиях (объединениях), консультационных фирмах, в
органах исполнительной власти, а также в Академии по реализуемым
программам дополнительного профессионального образования